
Robot
Складчик
- #1
[Точка интеллекта] Буддизм как философия. Лекция 6. Тхеравада и Махаяна [Иван Негреев]
- Ссылка на картинку
Философия Востока:
Интеллектуальные традиции Индии, Китая и Буддизма
Приглашаем вас на всесторонний курс, посвящённый философии Востока — исследованию глубинных основ мировоззренческих систем, сформировавших культурное и интеллектуальное наследие Азии. Курс охватывает ключевые философские школы Индии, буддизма и Китая, предлагая подробное рассмотрение их идей и философских подходов в сравнении с западной мыслью.
В первой части курса мы обратим внимание на философию Индии — начиная с ведийского периода, через упанишады, до классических даршан (школ), таких как ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Особое внимание будет уделено развитию различных ветвей веданты (адвайта, вишишта-адвайта, двайта) и философии кашмирского шиваизма. Мы рассмотрим, как эти идеи не только формировали индийскую религиозно-философскую традицию, но и оказали влияние на глобальные философские течения.
Буддийская философия будет рассмотрена с акцентом на её эволюцию от учения самого Будды до систематической Абхидхармы. Мы проанализируем основные направления, такие как Тхеравада и махаянистские школы, включая Йогачару и Мадхьямику, которые заложили основы буддийской метафизики и эпистемологии. Отдельное внимание будет уделено трансформации буддийской мысли в Китае и становлению чань-буддизма, оказавшего значительное влияние на интеллектуальную историю Восточной Азии.
Китайский блок курса сосредоточится на философии конфуцианства и даосизма, двух фундаментальных систем, которые формировали культурную и социальную структуру древнего и средневекового Китая. Мы также рассмотрим менее известные, но не менее влиятельные школы, такие как легизм и моизм, возникшие в период Сражающихся царств, и их роль в формировании политической философии Китая.
Курс ориентирован на тех, кто стремится получить всестороннее понимание философских традиций Востока, их ключевых отличий от западных подходов и уникального вклада в мировую интеллектуальную историю. Этот курс позволит вам глубже понять философские основы азиатских культур и их влияние на современное мышление.
Мы приглашаем вас на вторую часть цикла:
Буддизм как философия.
Лекция 6. Тхеравада и Махаяна, как разделились колесницы
Буддизм — специфическая религиозная система. В отличие от многих других религий, буддизм изначально не опирается на авторитет священных текстов. Для сравнения: иудаизм — на Тору, христианство — на Новый Завет, ислам — на Коран, сикхизм — на Гуру Грантх Сахиб, индуизм — на Веды и ведийскую литературу. А буддизм — нет. Когда Будда начинает свою проповедь, он опирается не на откровение, не на внешние силы, а исключительно на собственный опыт, на пробуждение, на здравый смысл.
Именно поэтому буддизм с самого начала представляет собой оригинальную систему. Не случайно до сих пор продолжаются споры: буддизм — это религия, философия или психология?
Если открыть первую проповедь Будды — «Запуск колеса Дхармы» — мы не найдём там ни рассказов о богах, ни откровений свыше. Там — четыре благородные истины: о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к этому прекращению. А также предостережение от двух крайностей — аскезы и гедонизма.
Буддизм философичен уже в своей основе: он опирается на логическую аргументацию и наблюдение — то есть на то, что традиционно составляет фундамент философии. Со временем внутри буддизма возникли целые философские школы: матхьямака, йогачара, школы великой колесницы и другие.
Даже разделение буддизма на малую и большую колесницу связано с философским вопросом: имеет ли право пробуждённый уйти в нирвану, оставив страдающих существ? Малая колесница говорит: да. Великая колесница отвечает: нет, пробуждённый должен остаться в мире как бодхисаттва, пока в мире есть хотя бы одно страдающее существо.
Философские споры были с самого начала: существует ли личность как устойчивая сущность? Реален ли мир или это иллюзия? Как существуют дхармы — мельчайшие элементы бытия? Буддизм утверждает: нет вечной сущности — ни в мире, ни в человеке, ни в Абсолюте. Всё — поток. Всё — смена состояний. Даже то, что мы называем «я», — это лишь процесс.
Эти идеи легли в основу богатой философской традиции, которая развивалась на протяжении веков.
И именно об этих философских поисках, спорах и открытиях мы поговорим на курсе «Буддизм как философия».
Лектор Иван Негреев:
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Французского Университетского Колледжа МГУ имени М.В. Ломоносова.
Защищал кандидатскую диссертацию по теме «Древнескандинавский культ Одина и мифология индоевропейских мужских союзов». Участник научных конференций, автор книг и циклов лекций по темам «Религия в Дохристианской Скандинавии», «История религий», «История философии», «Шаманизм».
Интеллектуальные традиции Индии, Китая и Буддизма
Приглашаем вас на всесторонний курс, посвящённый философии Востока — исследованию глубинных основ мировоззренческих систем, сформировавших культурное и интеллектуальное наследие Азии. Курс охватывает ключевые философские школы Индии, буддизма и Китая, предлагая подробное рассмотрение их идей и философских подходов в сравнении с западной мыслью.
В первой части курса мы обратим внимание на философию Индии — начиная с ведийского периода, через упанишады, до классических даршан (школ), таких как ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Особое внимание будет уделено развитию различных ветвей веданты (адвайта, вишишта-адвайта, двайта) и философии кашмирского шиваизма. Мы рассмотрим, как эти идеи не только формировали индийскую религиозно-философскую традицию, но и оказали влияние на глобальные философские течения.
Буддийская философия будет рассмотрена с акцентом на её эволюцию от учения самого Будды до систематической Абхидхармы. Мы проанализируем основные направления, такие как Тхеравада и махаянистские школы, включая Йогачару и Мадхьямику, которые заложили основы буддийской метафизики и эпистемологии. Отдельное внимание будет уделено трансформации буддийской мысли в Китае и становлению чань-буддизма, оказавшего значительное влияние на интеллектуальную историю Восточной Азии.
Китайский блок курса сосредоточится на философии конфуцианства и даосизма, двух фундаментальных систем, которые формировали культурную и социальную структуру древнего и средневекового Китая. Мы также рассмотрим менее известные, но не менее влиятельные школы, такие как легизм и моизм, возникшие в период Сражающихся царств, и их роль в формировании политической философии Китая.
Курс ориентирован на тех, кто стремится получить всестороннее понимание философских традиций Востока, их ключевых отличий от западных подходов и уникального вклада в мировую интеллектуальную историю. Этот курс позволит вам глубже понять философские основы азиатских культур и их влияние на современное мышление.
Мы приглашаем вас на вторую часть цикла:
Буддизм как философия.
Лекция 6. Тхеравада и Махаяна, как разделились колесницы
Буддизм — специфическая религиозная система. В отличие от многих других религий, буддизм изначально не опирается на авторитет священных текстов. Для сравнения: иудаизм — на Тору, христианство — на Новый Завет, ислам — на Коран, сикхизм — на Гуру Грантх Сахиб, индуизм — на Веды и ведийскую литературу. А буддизм — нет. Когда Будда начинает свою проповедь, он опирается не на откровение, не на внешние силы, а исключительно на собственный опыт, на пробуждение, на здравый смысл.
Именно поэтому буддизм с самого начала представляет собой оригинальную систему. Не случайно до сих пор продолжаются споры: буддизм — это религия, философия или психология?
Если открыть первую проповедь Будды — «Запуск колеса Дхармы» — мы не найдём там ни рассказов о богах, ни откровений свыше. Там — четыре благородные истины: о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к этому прекращению. А также предостережение от двух крайностей — аскезы и гедонизма.
Буддизм философичен уже в своей основе: он опирается на логическую аргументацию и наблюдение — то есть на то, что традиционно составляет фундамент философии. Со временем внутри буддизма возникли целые философские школы: матхьямака, йогачара, школы великой колесницы и другие.
Даже разделение буддизма на малую и большую колесницу связано с философским вопросом: имеет ли право пробуждённый уйти в нирвану, оставив страдающих существ? Малая колесница говорит: да. Великая колесница отвечает: нет, пробуждённый должен остаться в мире как бодхисаттва, пока в мире есть хотя бы одно страдающее существо.
Философские споры были с самого начала: существует ли личность как устойчивая сущность? Реален ли мир или это иллюзия? Как существуют дхармы — мельчайшие элементы бытия? Буддизм утверждает: нет вечной сущности — ни в мире, ни в человеке, ни в Абсолюте. Всё — поток. Всё — смена состояний. Даже то, что мы называем «я», — это лишь процесс.
Эти идеи легли в основу богатой философской традиции, которая развивалась на протяжении веков.
И именно об этих философских поисках, спорах и открытиях мы поговорим на курсе «Буддизм как философия».
Лектор Иван Негреев:
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Французского Университетского Колледжа МГУ имени М.В. Ломоносова.
Защищал кандидатскую диссертацию по теме «Древнескандинавский культ Одина и мифология индоевропейских мужских союзов». Участник научных конференций, автор книг и циклов лекций по темам «Религия в Дохристианской Скандинавии», «История религий», «История философии», «Шаманизм».
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.